15

15

 

СТРОПТИВЫЙ СОСЕД

 

Ни для кого не редкость споры и конфликты между соседями, где каждая из сторон заинтересована в том, чтобы все споры разрешались в их пользу. Но участникам споров, особенно споров между соседями, крайне сложно прийти к взаимопониманию или просто примириться, так как им мешают эмоции, и они не могут абстрагироваться от сложившейся ситуации и посмотреть на себя со стороны. Поэтому я всегда стараюсь обойти стороной подобного рода дела, так как в них практически невозможно спрогнозировать развитие ситуации.

Но когда ко мне за помощью обратилась пожилая пара, рассказав о беде, которая случилась с ними, а денег у них нет, так как они живут только на пенсию, которой не хватает даже на пропитание, я согласился помочь и защищать Георгия — пенсионера, родившегося в довоенные годы (9 мая 1936 года), безвозмездно, то есть совершенно бесплатно, так как не считал данное уголовное дело сложным и чем-то из ряда вон выходящим.

С материалами уголовного дела я без особых проблем ознакомился в суде перед судебным заседанием, куда представил свой ордер на защиту Георгия по «соглашению», хотя ему в судебное заседание уже был назначен адвокат по «назначению».

Из материалов уголовного дела следовало, что Георгий был человеком неуживчивым и регулярно устраивал скандалы с соседями и участковым уполномоченным, за что и получил крайне отрицательную характеристику от него. Далее следовало, что на территории Георгия, по согласованию с ним, был установлен столб, к которому были подключены электропровода повышенного напряжения 380 вольт и к которому с разрешения специализированных органов подключались другие соседи.

12 февраля 2000 года в 10 часов 30 минут сосед Б. зашел во двор Георгия с целью согласования даты и времени для подключения и протяжки дополнительной электроэнергии напряжением 380 В в свой дом, предварительно показав разрешение. На что Георгий не разрешил это делать и потребовал его ухода. На отказ уйти, Георгий взял вилы и направил их на соседа Б. в жизненно важные органы — в район лица и шеи, пытаясь проткнуть их, а затем нанёс ему несколько ударов металлическим черенком вил по голове, при этом кричал: «Запорю, уйди». Сосед Б. реально испугался за свою жизнь и здоровье, кроме того, в результате ударов, согласно медицинскому исследованию, соседу Б. были причинены телесные повреждения в виде кровоподтёка на голове, который расстройства здоровья не вызвал.

В результате противоправных действий Георгий совершил преступления, предусмотренные ст. 116 УК РФ — нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, за которое по Уголовному Кодексу РФ в 2000 году было предусмотрено наказание в виде исправительных работ на срок до шести месяцев, либо арестом на срок до трёх месяцев и ст. 119 УК РФ — угроза убийством, за которое в тот период предусматривалось наказание в виде лишения свободы на срок до 2-х лет.

Также было записано, что свою вину в содеянном обвиняемый Георгий признал в полном объёме и сожалеет о содеянном.

В судебном заседании со стороны обвинения выступило 6 свидетелей, четверо из которых оказались непосредственными очевидцами преступлений, так как сосед Б. пришёл с двумя родственниками, а так же пригласил свата с сыном, кроме того, как оказалось, всё происходило на глазах его жены, поэтому показания у них были как «под копирку». Свидетелем со стороны защиты могла бы выступить супруга Георгия, но она в период судебного разбирательства находилась в больнице, прихватило сердце и Георгий просил её не трогать, так как она очень боится, поэтому мной было принято решение — её не приглашать и не допрашивать в судебном заседании.

Мой подзащитный Георгий в судебном заседании показал, что его сосед Б. пришёл с родственниками, перелез через забор из сетки-рабицы, повредив при этом кусты смородины, так как зимой они очень хрупкие, зашёл через огород и попытался без спроса залезть на столб, на слова Георгия: «Покинуть территорию», никак не реагировал, да еще и обругал его. После чего Георгий взял что попало ему под руки, как оказалось, это были вилы, и направил их на соседа Б., который не только не испугался, но и отпихнул вилы и попытался их вырвать, возникла потасовка, в которой он мог его задеть черенком вил, кроме того, сосед Б. стал угрожать ему и позвал к себе родню, а затем плюнул в него и ушёл, пообещав вернуться с участковым.

Несмотря на мои просьбы не отрицать очевидного, Георгий не переставал утверждать, что не давал согласия на установку столба.

Хочу отметить, что хотя подсудимый Георгий в судебном заседании и продолжал утверждать, что он не давал согласие на установку столба на его приватизированной земле, государственный обвинитель показал его роспись в документах, но не это главное, просто на тот момент, подписывая документы, Георгий не предполагал и даже не мог подумать, чем это ему грозит и какие будут последствия.

Как рассказал Георгий в судебном заседании: «Столб был установлен в самом центре огорода, ближе к дому, напротив окна спальни, посреди грядок, а электрики, как назло приходили каждую неделю, да ещё не по одному разу и по большей части приходили именно летом, когда всё цвело и благоухало, ладно, что в этот раз всё происходило зимой. С собой они, как правило, тащили лестницы, какие-то ящики, инструменты и провода, которые уничтожали всё живое, приходили всегда по несколько человек, напрочь уничтожая весь урожай. Кроме того, постоянно шли и шли соседи, показывали какие-то бумажки и тоже подключались… Пожилым людям не было покоя ни днём, ни ночью, постоянно им приходилось открывать и закрывать калитку и получать извещения. Мало того, что они жили как на вулкане, Георгий увидел по телевизору, что под этими проводами жить вредно и они плохо влияют на здоровье. Старики и так боялись подходить к столбу, вдруг отпадут провода, а летом в дождь вообще не выходили из дома, вокруг столба искрилось и могло убить током, а тут ещё здоровье! Они из-за этого столба стали постоянно болеть. «Этот столб, — в заключении сказал подсудимый Георгий, — для меня является лютым врагом, и я сделаю всё, чтобы его не было, и тогда мы заживём…»

От такого признания подсудимого Георгия государственный обвинитель просто отмахнулся и тогда я пояснил, что пожилые люди очень мнительны, а подсудимый видит и винит во всех своих бедах этот злополучный столб, который стал не только его камнем преткновения, но и его «лютым» врагом, в котором он видит корень всех его бед и страданий, и боролся он не с соседями и участковым, а со своим врагом-столбом, который и довёл его до нервного срыва.

В судебном заседании со стороны защиты была всё же допрошена одна соседка, подруга жены Георгия, по его личности, которую я привёз в судебное заседание, а так же мной были приобщены грамоты и характеристика с его прежнего места работы, куда я съездил и которую не без труда получил, учитывая неуживчивый характер своего подзащитного. Заявлял я и ходатайство о проведении судебно-медицинской экспертизы потерпевшего, которая на предварительном следствии не проводилась, так как медицинское исследование доказательством по уголовному делу не является, но судом мне было отказано, да и я особо на её проведении не настаивал, что существенно помогло мне при вынесении судом приговора. Отказано мне было и в удовлетворении обоснованного ходатайства о недоказанности вины подсудимого Георгия по всем составам преступлений и прекращении в отношении его уголовного дела по реабилитирующим обстоятельствам.

Государственный обвинитель заявлял ходатайство и просил вызвать и допросить в судебном заседании эксперта, но фортуна повернулась лицом к подсудимому Георгию и эксперт не был допрошен, так как он в это время находился в отпуске.

В прениях сторон государственный обвинитель считал вину подсудимого Георгия доказанной в полном объёме и просил назначить по совокупности преступлений полтора года лишения свободы в колонии общего режима без штрафа, так как он находится на пенсии. Хочу напомнить, что шёл 2000 год и этот срок по такого рода уголовным делам для того времени, для отрицательно характеризующегося человека, был нормальным и вполне законным.

В своей защитительной речи в прениях сторон я огласил положительную характеристику подсудимого Георгия с места его последней работы и сослался на его преклонный возраст и отсутствие судимости. Вновь зачитал, заявленное ранее ходатайство о прекращении уголовного дела, где разложил по полочкам то, что никакой угрозы убийством не было и потерпевший не только не боялся, но и сам угрожал, и что просто направление вил в сторону потерпевшего не может быть реальной угрозой, а в нашем случае угроза была высказана на будущее. Сказал я и о побоях и о боли, которую, со слов потерпевшего, он испытывал, так как исследование было проведено только через три дня, а от экспертизы он отказался.

На основании этого я просил суд оправдать подсудимого Георгия по обоим составам преступлений за недоказанностью его вины.

Замечу, что беда не приходит одна и проблемы по данному делу возникали одна за одной. В судебном заседании мы узнали от государственного обвинителя, что прокуратурой обжалуется приватизация участка Георгия и идёт проверка по факту оскорбления им участкового, который написал заявление и просит возбудить в отношении Георгия уголовное дело. Одновременно с данным уголовным делом мне пришлось принять участие и в нескольких гражданских процессах, где мы отстояли приватизацию, так же при моём прямом участии было отказано и в возбуждении уголовного дела по факту оскорбления Георгием участкового. Считаю своей маленькой победой и выигранный судебный процесс, где было принято Решение по переносу столба с участка Георгия на другое место. И чем дальше я углублялся в процесс защиты подсудимого Георгия по уголовному делу, тем больше возникало других проблем, которые, как мне казалось, не закончатся никогда, но бросить беззащитного старика я уже не мог и решил дойти с ним до самого конца.

26 мая 2000 года был вынесен ОПРАВДАТЕЛЬНЫЙ ПРИГОВОР, из которого следовало (дословно), что суд не нашёл доказанным угрозу убийством, так как реальность угрозы не подтверждена свидетелями, а факт направления вил в сторону потерпевшего с предложением уйти по-хорошему не может расцениваться как опасность для жизни и здоровья потерпевшего в тот момент. Потерпевший сосед Б. не испугался, он принял меры к обороне, так как знал, что угроза высказана на будущее, в случае отказа уйти, а угроза под каким-либо условием, не является реальной и другими лицами, кроме потерпевшего не подтверждена. Не доказан факт нанесения телесных повреждений, так как не была проведена судебно-медицинская экспертиза, от которой потерпевший отказался. Руководствуясь ст. 300-303 УПК РСФСР, суд ПРИГОВОРИЛ: Георгия по ст. 119 УК РФ и ст. 116 УК РФ оправдать за недоказанностью его вины. Оправдательный Приговор никем из сторон не обжаловался и вступил в силу 03 июня 2000 года, что также осталось загадкой правосудия 2000 года.

Закончилось уголовное дело, но у меня осталось много вопросов, один из которых: «Почему люди все вопросы хотят решать возбуждением уголовного дела против своего обидчика, не исключая оговор и другие противозаконные методы?», «Почему они не идут к профессиональным юристам и не пытаются урегулировать споры или конфликты в досудебном порядке, не доводя дело до суда?»

Наверное потому, что обычным людям, не имеющим юридического опыта и навыков, даже пытаться не стоит предполагать, в чью пользу будет вынесено решение суда, что им делать, ведь каждый из них хочет сохранить своё лицо, а ответ на все эти вопросы лежит на поверхности.

Любой спор можно решить мирным путём с помощью опытного адвоката, который не только позволит участникам споров сохранить своё лицо, но и хорошие отношения между ними, ну и конечно сэкономить время и деньги, которые неизбежно будут потрачены на длительные судебные процессы, из которых могут появиться другие процессы, про которые ты и не подозревал, и так до бесконечности.


БАТУРИН
ПЕТР ПЕТРОВИЧ

ПОЧЁТНЫЙ АДВОКАТ РОССИИ
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ Президиума НО Тюменская Областная Коллегия Адвокатов - 1 Адвокатской Палаты Тюменской Области (ТОКА - 1).
Председатель комиссии по защите прав адвокатов в Тюменской Области.
ВИЦЕ - ПРЕЗИДЕНТ ФСАР (Федеральный Союз Адвокатов России).
Председатель Тюменского Областного Регионального отделения ФСАР.
ВИЦЕ - ПРЕЗИДЕНТ МС(С)А (Международный Союз (Содружество) Адвокатов).
Председатель Тюменского Регионального отделения Общ.Орган.МС(С)А.
ЧЛЕН ИСПОЛКОМА ГРА (Гильдия Российских Адвокатов).
ПОЛНОМОЧНЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ГРА ПО ТЮМЕНСК-Й ОБЛ.
Председатель Тюменского Регионального отделения ГРА.
Член комиссии по защите прав адвокатов Гильдии Российских Адв.
Член НКС ГРА ( Научно - Консультативный Совет ).
Полномочный предс-ль ЦП ВОО “ Трудовая доблесть России ” по УРФО.
ЧЛЕН КООРДИНАЦИОННОГО СОВЕТА Общероссийской Общественной Организации “Юристы за права и достойную жизнь человека”.
УЧРЕДИТЕЛЬ И ЧЛЕН СОВЕТА Тюменского отделения Общероссийской общественной организации “ Общенациональный правозащитный союз “ Человек и Закон ”.
Член Тюменской региональной общественной организации “Союз юристов Тюменской области”.
ПОЛНОМОЧНЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ЦП-ВОО “ТРУДОВАЯ ДОБ-ЛЕСТЬ РОССИИ” ПО УРАЛЬСКОМУ и СИБИРСКОМУ ФЕД. ОКР.
Председатель Регионального отделения ВОО “ Труддовая доблесть России ” в Тюменской Облости.
Председатель Попечительского Совета Тюменского РО Союза ММА России.
Член партии “ Единая Россиия".
Член Политического Совета Тюменского Регионального отделения Партии “Демократическая правовая Россия” (ТРОП “ДПР”).
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР (учредитель) журнала “Тюменский адвокат”
ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА « Поэтической газеты ». г. Москва.
ЧЛЕН СОЮЗА ПИСАТЕЛЕЙ РОССИИ
ЧЛЕН СОЮЗА ЖУРНАЛИСТОВ РОССИИ.
ЧЛЕН МЕЖДУНАРОДНОГО СОЮЗА ЖУРНАЛИСТОВ.
АКАДЕМИК АКАДЕМИИ ЛИТЕРАТУРЫ РОССИИ